Художники
Серебрякова Зинаида ЕвгеньевнаСеребрякова Зинаида Евгеньевна (1884, усадьба Нескучное, близ Харькова - 1967, Париж )
Родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики.
Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, чтб особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли.
Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она несколько месяцев занимается в художественной школе, которой руководил И. Е. Репин, а затем в мастерской О. Э. Браза.
В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на выставке 1909 года, определились ее самостоятельный почерк, стиль и круг интересов. При изучении классического наследия мирового искусства в Эрмитаже, в музеях Италии и Франции Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением выразить национальный характер работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но особенно ее пленяли чистота и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала значение простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих черт с русской природой. "Этим чудесным художником я не могу налюбоваться", - писала она впоследствии.
Повлияла на формирование творчества художницы и жизнь в Нескучном: чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, свобода и пластичность движений работающих крестьян восхищали Серебрякову.
С юности художница стремилась выразить свою влюбленность в мир, показать его красоту. Наиболее ранние работы Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый сад в цвету" (1908, частное собрание) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.
Успех у широкой публики Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909, ГТГ), впервые показанный на большой выставке Союза русских художников в 1910 году.
"Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши... и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной", - писал о картине А. Н. Бенуа.
За автопортретом последовали "Купальщица" (1911, ГРМ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание), портрет матери, Е. Н. Лансере (1912, ГРМ)-работы, поражающие зрелостью, строгостью композиции. Расцвета творчество Серебряковой достигает в 1914-1917 годах. Она создала в этот период серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и милой ее сердцу русской природе: "Крестьяне" (1914-1915, ГРМ), "Спящая крестьянка" (частное собрание).
Среди них самым значительным произведением является "Беление холста" (1917, ГТГ), здесь раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся особенно величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает небольшой картине характер монументально-декоративного полотна, выглядит как часть величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.
Серебрякова входила в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу среди остальных мастеров этой группы. Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе, наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинским, и 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция, Сиам представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов, оставшиеся незаконченными.
В творчестве 3. Е. Серебряковой продолжало развиваться и глубоко личное, женственное начало, особенно ярко проявившееся в работе над автопортретами: в них наивное кокетство девушки сменялось то выражением чувства материнской радости, то нежной поэтической грустью.
Многим планам художницы не суждено было сбыться. Внезапно от тифа умирает муж Зинаиды Евгеньевны (Борис Александрович Серебряков, инженер-путеец), на руках остались мать и четверо малышей. В 1920 году семья переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна поступила в балет, и с этой поры в творчестве Серебряковой тема театра стала постоянной. Диапазон ее творчества сузился: чаще всего художница изображала балерин перед спектаклем и, несмотря на достоинства и красоту этих работ, они, безусловно, не могли удовлетворить мастера.
Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась вернуться на родину - здесь оставались мать и двое детей. Но жизнь сложилась иначе, и она осталась во Франции.
Долгие годы жизни за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они полны тоски по родине. Ее работы, созданные после 1924 года, свидетельствуют о том, что и на чужбине художница постоянно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.
Зинаида Евгеньевна много путешествовала. И в Бретани (Франция), и в Алжире, и в Марокко ее как художницу привлекали образы людей из народа; среди произведений, созданных по материалам поездок, особенно выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани.
В пейзажах и портретах последнего периода прежде всего ощущается личность художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то природа или человек. И все же было утрачено нечто самое главное - связь с близким и родным.
В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством заслуг этого большого мастера принесли художнице огромную радость. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.
19 сентября 1967 года в Париже в возрасте восьмидесяти двух лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.
Материалы статьи Петровой О.Ф. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Альтернативная биография(1884, с. Нескучное, Курская губ., ныне Харьковская обл. – 1967, Париж)
Дочь Евгения Александровича Лансере и Екатерины Николаевны Лансере (Бенуа).
Училась в художественной школе кн. М.К. Тенишевой (1901); в 1903-1905 – у О.Э. Браза; в 19051906 – в Академии де ля Гранд Шомьер в Париже. В 1905 вышла замуж за инженера путей сообщения Бориса Анатольевича Серебрякова (1882-1919).
Член объединения «Мир искусства» (1911). В 1917 выдвинута в академики.
В 1902-1903 и 1914 путешествовала по Италии и Швейцарии, в 1911 и 1913 – по Крыму.
С 1924 жила в Париже. Выезжала в Англию, Германию, Бельгию, Швейцарию, Италию, Марокко (в 1928 и 1932).
Работала как график, живописец, мастер монументальной живописи (эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, 1915-16; роспись дома Броувера в Бельгии, 1934-1935).
Дети – архитектор Евгений Серебряков, художники Александр, Татьяна и Екатерина Серебряковы
|